Главная » 2007»Сентябрь»26 » Болиды Формулы-1 поедут на спирте и растительном масле.
Болиды Формулы-1 поедут на спирте и растительном масле.
12:42
В формуле-1 готовятся грандиозные изменения в ближайшие годы.
Ударная пятилетка
Через
пять лет болиды “Формулы-1” будут ездить на спирте или растительном
масле. Их “научат” не терять энергию при торможении, оснастят сложной
электроникой и избавят от “лишней” прижимной силы. Еще гоночные машины
получат турбомоторы с непосредственным впрыском топлива. Количество
топлива на одну гонку, правда, будет ограничено. Кроме того,
организаторы намерены запретить использовать “космические” материалы,
которые не встретишь в обычном массовом автомобиле.
Все это -
планы Международной федерации автоспорта, представленные в конце
прошлой недели. Если кто-то из болельщиков еще сомневается в
возможности их реализации, то ассоциация автопроизводителей “Формулы-1”
GPMA предложения FIA уже одобрила.
Цели
По
словам разработчиков всех этих нововведений, никакие изменения в
техническом регламенте не должны ставить под угрозу спортивную
составляющую чемпионата. Напротив, все эти новшества снизят расходы
команд и, следовательно, уровняют их шансы и сделают борьбу более
острой, считают в FIA.
Представители Федерации убеждены, что
конструкция болидов должна стать “ближе к жизни”. Не секрет, что сейчас
в чемпионате применяются технологии, которые ближе к космической
промышленности, нежели к автомобильной. С этим в FIA намерены бороться.
Речь идет как об ограничении использования редких и высокотехнологичных
материалов, так и об ориентации аэродинамических исследований на
разработку элементов, которые могут пригодиться и при создании серийных
машин. В Федерации мечтают, что “Формула-1” станет исследовательским
центром, где будут находить новые технические решения, которые через
несколько лет появятся не только в автомобильной промышленности, но и в
производстве прочих “товаров народного потребления”.
Сторонники
нововведений уверенны, что это единственный путь для “Формулы-1”,
который позволит чемпионату сохранить статус вершины мирового
автоспорта. Противников пока нет – в FIA и GPMA демонстрирую редкое
единодушие.
2007
Регламент на 2007 год
уже опубликован. Никаких революционных изменений в следующем сезоне не
произойдет. Машины будут комплектоваться теми же моторами V8 объемом
2,4 литра, что и в конце 2006 года. Разработку новых двигателей
запретят.
2008
- Возможно внесение
изменений в аэродинамику болидов с целью снижения прижимной силы. В
частности, могут быть запрещены те аэродинамические элементы, что
находятся между передними и задними колесами машин. Это решение еще
должно быть согласовано с руководителями всех команд.
- Возможно
введение ограничений на использование командами аэродинамических труб
при разработке болидов. Причем это ограничение может затронуть не
только аэродинамические испытания самих болидов, но и “продувку”
моделей гоночных машин.
- Разработка новых моторов будет по-прежнему запрещена.
2009
-
Появятся устройства, которые накапливают энергию при торможении и
позволяют ее повторное использование при разгоне. Как именно они будут
работать, пока не понятно. Сейчас эта энергия никак не используется и
попросту теряется. Не исключено, что в 2009 году в “Формулу-1” “придут”
гибридные технологии. Тогда рядом с бензиновым двигателем появится
электромотор и аккумуляторная батарея. При торможении электромотор
будет работать как генератор, заряжая батарею, а при разгоне он поможет
бензиновому двигателю.
- Аэродинамику изменят, снизив прижимную силу на 50 процентов. Это уменьшит скорость в поворотах и сделает болиды безопаснее.
-
Чтобы отстающим гонщикам стало легче догонять лидеров, в конструкцию
болидов внесут некоторые изменения. Подробностей FIA не сообщает.
-
Запрет на разработку новых моторов сохранится, но возможно двигатели
перенастроят для того, чтобы их “хватало” не на две гонки как сейчас, а
на четыре.
2010
- Будут внедрены
системы, которые смогут использовать тепловую энергию, выделяемую
механизмами болида, для повышения эффективности и скорости машины.
Технических подробностей, о том, как эти системы будут работать, пока
нет.
- Планируется использование энергии отработанных газов.
Куда пойдет эта энергия, и как ее будут отбирать, в декларации FIA не
говорится, но речь точно идет не о турбонаддуве – он должен появиться
только в 2011.
- Аэродинамику болидов приведут к единому
стандарту. Может быть принято и иное решение: правила изменят таким
образом, чтобы исследования в области аэродинамики болидов могли быть
полезны и при разработке серийных автомобилей. Это значит, что на
продукции мирового автопрома появятся те же аэродинамические элементы,
что и на машинах “Формулы-1”.
-Последний год действия запрета на разработку новых моторов.
2011
- Применение новых двигателей (один мотор на четыре Гран-при). Их объем и количество цилиндров еще не определены.
- Использование высокоэффективного турбонаддува.
- Введение ограничений на количество топлива.
- Применение непосредственного впрыска топлива в цилиндры.
-
Снижение максимальных оборотов двигателя. Если современные моторы
“раскручиваются” почти до 20 тысяч оборотов в минуту, то в 2011 году
двигатели будут набирать чуть более 15 тысяч оборотов в минуту.
-
Использование биотоплива. Это, похоже, станет вкладом “Формулы-1” в
борьбу с нефтяной зависимостью. Причем в FIA предлагают командам самим
решать, какое именно топливо они выберут. Сейчас наибольшее
распространение среди автомобильных биотоплив получил этанол (спирт)
или биодизель на основе растительного масла.
Изменение конструкции шасси:
- Дальнейшее снижение прижимной силы.
- Увеличение эффективности подвески и тормозов.
-
Командам дадут полную свободу на использование электронных систем в
конструкции болидов. Видимо, речь идет о системах стабилизации и
контроля тяги.
- Возможно также снятие всех запретов на использование электроники, помогающей пилотам в управлении болидами.
-Введение
ограничений на использование высокотехнологичных материалов, которые не
применяются в повседневной жизни. В FIA считают, что болид должен быть
сделан не из дорогих углепластиков и редких сплавов, а из тех же
веществ, что и дорожные машины.
- Применение других “обычных” технологий, которые могут быть заимствованы производителями серийных машин.
2012
- Дальнейшее развитие новых моторов.
Будущее
Более
чем на пять лет в будущее специалисты FIA пока заглядывать боятся. По
их мнению, дальнейшее развитие технологий породит новые дискуссии между
командами и спортивными чиновниками. Кроме того, FIA хочет заставить
команды делиться новыми технологиями. Руководство Федерации мечтает о
том, чтобы были выработаны ясные правила, по которым одна команда будут
покупать ноу-хау у другой.
Пока остается только ждать принятия
технических регламентов. Не исключено, что слишком радикальные
предложения FIA так и не обретут реальной силы. Ведь не смотря на
принципиальное согласие всех сторон, конкретные пункты будущих
регламентов могут вызвать жесткую оппозицию со стороны некоторых команд.